Южнославянские государства в XI—XII вв. (славяне)

Южнославянские государства в XI—XII вв. (славяне)

Византийское господство в Болгарии

Несмотря на упорное сопротивление болгарского и сербского народов, южнославянские страны были завоёваны Византией. Болгария была полностью лишена какой бы то ни было самостоятельности и превращена в пограничную византийскую провинцию. В течение всего периода своего господства (1018—1185 гг.) византийское правительство смотрело на Болгарию только как на один из важнейших источников материальных средств, необходимых ему для ведения почти непрерывных войн.

Платежи и повинности в пользу государства и феодалов, существовавшие до завоевания, были значительно увеличены. Византийское правительство установило, кроме того, ряд новых повинностей. Так, например, на территории Болгарии каждый крестьянин, имевший упряжку волов, должен был сдавать в государственную казну определённое количество хлеба, проса (или ячменя) и вина. В очень широких размерах стала практиковаться так называемая синона, т. е. принудительная скупка сельскохозяйственных продуктов у крестьян по значительно пониженным ценам. В пользу церкви население должно было уплачивать так называемую каноническую подать (каноникон). В обязанности населения входили также постройка дорог и мостов, укрепление городов, перевозка грузов.

Ограбление Болгарии осуществлялось и в форме раздачи лучших земель византийским феодалам, светским и духовным. На местных жителей было возложено также содержание военно-административного аппарата, созданного византийским правительством в Болгарии. Исключительный размах приобрело взяточничество и прямое вымогательство со стороны чиновников. Даже глава византийского духовенства в Болгарии в конце XI в. архиепископ охридский Феофилакт вынужден был признать, что государственные чиновники Византии скорее «грабители и живодёры», чем сборщики податей. Современники сообщают о том, что крайняя нужда заставляла крестьян продавать своих детей в рабство.

Огромных жертв стоили болгарскому народу постоянные войны Византии с печенегами и половцами. С 1026 г. эти войны чуть ли не ежегодно опустошали территорию Болгарии, особенно её восточную часть.

С особенной настойчивостью византийское правительство начало также проводить в это время и политику «эллинизации», т. е. насильственного обучения на греческом языке, распространения византийской письменности и литературы и т. д. Школы, где велось преподавание на славянском языке, были повсюду закрыты. Памятники славянской письменности или уничтожались, или подвергались переделке на греческий лад. Искореняя болгарскую культуру, византийские правители стремились сломить волю народных масс к освобождению.

Социально-экономическое развитие Болгарии в XI—XII вв.

К XI в. процесс становления феодальных отношений в Болгарии в основном уже завершился. Однако иноземное господство замедлило рост производительных сил в стране. Особенно отчётливо это сказалось на положении болгарских городов, большинство которых, как об этом единодушно свидетельствуют и археологические, и письменные источники, переживало в XI—XII вв. период застоя и даже упадка. Вместе с тем византийское господство ускорило процесс закрепощения болгарского крестьянства. Особенно способствовала этому массовая раздача земель, принадлежавших ранее сельским общинам или казне, в привилегированное держание византийским феодалам. Как правило, земли раздавались вместе с населявшими их крестьянами, которые тем самым превращались в крепостных и получали византийское наименование париков.

Период византийского господства в Болгарии характеризовался дальнейшим ростом крупного землевладения, особенно церковно-монастырского. Крепостные крестьяне, жившие на церковно-монастырских землях, обычно назывались клириками. Число свободных крестьян к середине XII в. значительно сократилось. В ограблении болгарских крестьян византийскими феодалами участвовала и та часть болгарских боляр, которая ценою предательства сохранила свои владения и привилегии. В условиях подневольного положения Болгарии значительная доля её богатств уходила из страны в виде налогов и других поборов в пользу византийских феодалов. Последствия этого систематического двухвекового обескровливания экономики, несомненно, затруднили в дальнейшем процесс централизации Второго Болгарского царства.

Борьба болгарского народа за независимость

Борьбу за освобождение болгарский народ начал в первые же десятилетия после утраты своей независимости. Во главе восстаний против Византийского государства нередко оказывались представители той части болгарских феодалов, которая по тем или иным причинам была недовольна господством византийцев. Но инициатива движения почти всегда исходила от широких народных масс, страдавших от двойного гнёта — иноземных и своих феодалов.

Первое массовое восстание в Западной Болгарии произошло в 1040—1041 гг. Непосредственной причиной его было острое недовольство разорённого крестьянства переводом натуральных налогов в денежные. Восстание в Болгарии тотчас же вызвало восстание в Сербии — в Зете и в районе города Драча. Оно охватило всю юго-западную часть Балканского полуострова — почти всю Македонию, Софийскую область, Эпир и часть Средней Греции. К восставшим присоединилась и часть византийского крестьянства. Совместное выступление болгарского и сербского народов возглавил Пётр Делян, внук болгарского царя Самуила. Византийское правительство справилось с этим движением лишь с очень большим трудом, причем часть сербских земель (Зета) вышла из-под его власти. Вождь восставших Делян был предательским образом ослеплён и взят в плен.

Не менее значительным по своим масштабам было и второе восстание болгар, разразившееся в 1071—1073 гг. в Северо-Западной Болгарии под руководством болярина Георгия Войтеха. И на этот раз, болгары и сербы боролись вместе. Царём болгар и руководителем восстания был провозглашён сын зетского князя Михаила Константин Бодин, принявший (по-видимому, в честь Деляна) имя Петра. Волна восстания докатилась до Ниша — на севере и до побережья Эгейского моря — на юге. Подавить это восстание византийскому правительству удалось лишь с помощью наёмных немецких и норманских войск. Вся местность, охваченная движением, была превращена в пустыню. Тем не менее, несмотря на жестокий террор, освободительная борьба не прекращалась. В последующие годы болгары, надеясь па освобождение от византийского ига, принимали участие в мятежах византийских местных правителей. В 1077 г. они, активно участвовали в мятеже Никифора Вриенния против императора Михаила VII Дуки, а затем, через 2 года, в восстании Никифора Василаки. В 1078 г. возникло народное движение в районе Месемврии под руководством Добромира, а вскоре после этого — в районе города Одрина (Адрианополя).

В освободительной борьбе против византийского ига большое участие принимали богомилы. Иногда они являлись не только участниками, но и руководителями выступлений. Так, в 1084 г. во главе восстания в Филиппополе стоял богомил Травл. Богомилы же были организаторами отпора крестоносцам — участникам первого крестового похода в 1096—1097 гг., опустошавшим Болгарию. Преданность народному делу обеспечила дальнейший рост и усиление движения богомилов в XII в., несмотря на то, что византийское правительство вело с ними непрерывную борьбу. Только в течение 20 лет (с 1140 до 1160 г.) в Константинополе было созвано четыре церковных собора специально для осуждения и опровержения богомильской ереси. Но это не помогло Византии. В конце 80-х годов XII в. богомилы приняли самое активное участие в том движении, которое непосредственно привело к освобождению Болгарии.

Болгарская культура XI—XII вв.

Несмотря на гонения и политику «эллинизации», народ сохранил свой язык, обычаи и культуру. Византийское влияние захватило лишь часть болгарской знати, стремившейся таким путём сохранить свои привилегии. В условиях иноземного гнёта в народном творчестве с особой силой звучала патриотическая тема. Широкую популярность приобрели исторические песни, сказания и легенды, прославлявшие героическое прошлое болгарского народа, времена расцвета и могущества болгарской державы.

Некоторые из этих сказаний нашли своё выражение в интересном памятнике XI в. (составленном, по-видимому, каким-то богомильски настроенным монахом) — в так называемой «Апокрифической летописи», или «Сказании Исайи пророка», а также в памятнике XII в. «Народном житии Ивана Рильского». К XII в. относятся ценные памятники письменности, в которых отразилось дальнейшее развитие болгарского языка. Особый интерес представляет так называемая «Битольская триодь» — богослужебная книга, написанная глаголическими письменами.

Народные мотивы отчётливо пробивались и в области архитектурной орнаментики. Именно в этот период зародился стиль украшения наружных стен здания своеобразным сочетанием кирпича с белым камнем, напоминающий узоры праздничных одежд болгарских крестьян. Этот стиль в своем дальнейшем развитии явился одной из наиболее привлекательных черт болгарского средневекового зодчества и оказал большое влияние на архитектурную орнаментику в Византии. Прекрасным памятником этого стиля является церковь св. Димитрия в Тырново (XII в.). Замечательным памятником архитектурного мастерства болгарского народа является также Боннская церковь (близ Софии).

Болгаро-русские связи в XI—XII вв.

Русско-болгарские связи не были совершенно оборваны ни господством византийцев в Болгарии, ни передвижением кочевников (печенегов, а затем половцев) в южнорусских степях. В XI—XII вв. эти связи получили дальнейшее развитие.

Продолжая пользоваться услугами болгарских переводчиков (многие болгары, бежав из порабощенной Болгарии, жили в то время на Руси), русские книжники в свою очередь оказывали непосредственное влияние на развитие болгарской культуры. В Болгарию начали проникать оригинальные произведения древнерусской литературы (например, жития княгини Ольги, Бориса и Глеба, Феодосия Печерского и др ), политическая направленность которых — борьба против каких бы то ни было поползновений Византии подчинить себе Древнерусское государство — отвечала чувствам и симпатиям болгарскою народа. Непосредственные связи с Русью сказывались и в других областях болгарской культуры, например в зодчестве, как об этом свидетельствует постройка церкви Иоанна в Месемврии в XII в.

Но русско-болгарские связи и в этот период отнюдь не ограничивались только культурным общением. О существовании политических связей между Болгарией и Русью говорят, например, известия летописей о плане теребовльского князя Василька Ростиславича (конец XI — начало XII в.). Хорошо осведомленный о крайнем недовольстве населения Болгарии господством византийских феодалов, он высказывал желание поселить часть болгар на русских придунайских землях. Однако этот план не осуществился из-за противодействия Византии.

Освобождение Болгарии

Массовое восстание против византийского ига началось в Северо-Восточной Болгарии в конце 1185 г. Непосредственным толчком к нему явилось введение новых обременительных поборов с населения. Для Византии этот момент был крайне неблагоприятен. В Империи кипела острая борьба между двумя феодальными кликами, приведшая к свержению Андроника Комнина. Ещё далеко не полностью была устранена опасность вторжения норманнов. Поэтому византийское правительство не имело возможности сразу же направить в Дунайскую Болгарию значительные вооружённые силы. Возглавившие здесь восстание братья Пётр и Асень, боляре из Тырново, умело использовали обстановку. Византийские гарнизоны в восточноболгарских городах были уничтожены. Восстание буквально в несколько недель распространилось вплоть до Старой Планины (Балканского хребта), встречая повсюду самую активную поддержку со стороны широких кругов населения. Вместе с восставшими болгарами против византийцев сражались половцы «и те, — как писал Хониат,— что происходят из Вордоны, презирающие смерть, ветвь русских, народ, любезный богу войны». Это были бродники — русское население, жившее в низовьях Дуная.

Почти два года Византийская империя напрягала все свои силы, пытаясь вновь поработить Болгарию. Только в Дунайскую Болгарию в 1186—1187 гг. было организовано три больших похода под предводительством императора Исаака II Ангела. Однако все они оказались безрезультатными. В 1187 г. Византия была вынуждена заключить с восставшими перемирие и тем самым признать независимость всей Северо-Восточной Болгарии.

В конце 80-х — начале 90-х годов началось движение и в других областях — в Македонии и в районах, расположенных к югу от Старой Планины. Многочисленные попытки византийцев подавить движение здесь также не имели успеха. К середине 90-х годов в Македонии образовалось несколько независимых болгарских княжеств. Таким образом, к концу XII в. почти вся территория, населённая болгарами, была освобождена от власти Византии. И хотя на этой территории в результате особенностей социально-экономического развития Болгарии в период порабощения образовалось не одно, а несколько феодальных государств, это было крупнейшей победой болгарского народа.

Сербия и её борьба за независимость

В сербских землях византийский гнёт чувствовался менее остро, чем в Болгарии. Более отдалённая от Византии, а главное менее богатая и потому не столь привлекательная для византийских феодалов, Сербия в течение всего периода византийского владычества сохраняла известную долю самостоятельности. Почти во всех сербских княжествах продолжали существовать князья (жупаны) из сербской знати. Но и сербский народ был вынужден уплачивать Византии обременительные дани, десятину и всякого рода поборы. В XI—XII вв. Сербия не раз становилась ареной весьма разорительной для неё борьбы Византии с Венгрией и норманнами. Особенно опустошительными были набеги венгерских феодалов, в середине XI в. доходивших до Ниша на востоке и до Косова поля на юге.

В интересах укрепления своей власти византийцы всячески разжигали борьбу между сербскими феодалами, что способствовало сохранению феодальной раздробленности страны. Так же, как и в Болгарии, в Сербии основной силой в борьбе за независимость были народные массы. Уже во второй половине 20-х годов XI в. против византийцев восстало население Драчской области и Зеты (часть Черногории). Активно поддерживали широкие слои сербского народа также восстание болгар в 1040—1041 гг. под руководством Петра Деляна, а затем и последующие восстания. Но отмеченные выше особенности положения Сербии привели к тому, что роль местных правителей (жупанов) в борьбе за освобождение и объединение страны была здесь более значительной, чем в Болгарии.

Уже в первых восстаниях выдвинулся зетский князь Войнислав, под руководством которого предки современных черногорцев дважды (в 1040 и около 1043 г.) наголову разбили посланные против них византийские войска и освободили свою область от всякого подчинения Византии. При сыне Войнислава Михаиле (1051—1081) и при внуке Константине Бодине (1081—1101) к Зете был присоединён ряд других сербских земель. Но ни экономические, ни социальные условия, порождавшие феодальную раздробленность, к этому времени ещё далеко не были изжиты, и в начале XII в. Сербия распалась на несколько самостоятельных частей, из которых лишь Зета всё время сохраняла фактическую самостоятельность.

Новым центром, вокруг которого в XII в. начали сплачиваться сербские земли, оказалась Рашка — область, где в наибольшей степени сохранилось свободное крестьянство. Успехи великих жупанов Рашки — Вукана, Тихомира и Стефана Немани (1159—1195) в объединении Сербии в значительной мере объяснялись тем, что наряду с феодальными дружинами они широко использовали ополчения крестьян. Области Рашки (Старой Сербии) являлись и колыбелью сербского искусства, в частности зодчества, отличавшегося монументальностью форм, своеобразием архитектурного декорирования, применением облицовки из мрамора и широким использованием для украшения зданий скульптурных изображений. Наиболее выдающимися памятниками сербской архитектуры XII в. были Великая церковь в Студенице и церковь Николая в Куршумяне, Сохранившиеся фрагменты фресок из церкви в Студенице являются ярким свидетельством высокого уровня развития сербской средневековой фресковой живописи.

Наибольших успехов в объединении Сербии достиг Стефан Неманя — основатель династии Неманичей, правившей в Сербии до конца XIV в. В результате многолетних войн с Византией и некоторыми её союзниками из сербских князей ему удалось объединить под своей властью значительную часть сербских земель и вынудить Византию признать около 1190 г. полную независимость его державы. Около этого же времени и тоже при активной поддержке народных масс сбросила с себя византийское иго и Босния (Освободившаяся Босния скоро подпала под власть венгерских феодалов. Но уже при бане Нулине (1180—1204) Босния стала фактически самостоятельной.). Таким образом, к концу XII в. сербские земли освободились от византийского гнёта, хотя, как и Болгария, они ещё далеко не объединились в едином государстве.

Хорватия

XI—XII века были весьма трудным временем для развития хорватского народа. В XI в. Хорватия вступила в период феодальной раздробленности. В среде феодалов-племичей уже выделился слой великашей — крупных феодалов, обладавших большими земельными владениями и настойчиво стремившихся к расширению своих политических прав. Влияние королевской власти всё время уменьшалось, и король всё более превращался лишь в «первого среди равных». Притязания великашей особенно усилились во второй половине XI в., после того как феодалам удалось подавить народные движения конца 50-х — начала 60-х годов. Ослаблению королевской власти способствовали и крупные неудачи, постигшие Хорватию в XI в. в борьбе с агрессией венецианских купцов и венгерских феодалов. Около 1000 г. Хорватией было потеряно, за исключением Риеки (Фиуме), почти всё Поморье, захваченное Венецией. В дальнейшем она лишилась и некоторых северо-западных областей. В последней четверти XI в. Хорватию раздирали на части феодальные междоусобицы и мятежи. Многочисленные претенденты на королевский престол добивались весьма кратковременного успеха или ценой самых щедрых раздач великашам королевских земель, или при помощи папства, стремившегося использовать феодалов Хорватии в своих интересах.

Главной силой, боровшейся за независимость страны, были народные массы. В 1089 г. народное восстание уничтожило феодальную клику Звонимира (коронованного легатом папы Григория VII в 1076г. и принявшего участие в совершенно чуждой для Хорватии борьбе за инвеституру) и ликвидировало вассальную зависимость Хорватии от папского престола. Однако другая феодальная клика, пришедшая к власти, опасаясь новых народных выступлений, также пошла на прямое предательство интересов родины и в 1102 г. заключила династическую унию с венгерскими королями Арпадовичами. По условиям унии за великашами были не только закреплены, но и значительно расширены все те привилегии, которые они приобрели в XI в. Согласно акту об унии было признано, что все государственные дела, касающиеся Хорватии, король или его наместник могли решать только с согласия совета, или собора, состоявшего из крупнейших хорватских феодалов. Каждый венгерский король, возлагая на себя хорватскую корону, должен был клятвенно подтвердить вольности хорватских феодалов.

Потеря государственной независимости значительно ухудшила положение хорватского народа. Хорватия должна была теперь тратить весьма значительные силы и средства на организацию военной помощи Венгрии в её многочисленных войнах. Часть территории Хорватии стала ареной ожесточённых столкновений венгерских феодалов с византийскими и сербскими войсками. Всё это тяжким бременем ложилось на плечи народных масс. И не случайно, что именно в XII в. в связи с обострением классовой борьбы в Хорватии в ней самое широкое распространение получило богомильство.

Славянские города Адриатического Поморья

Тяжёлое положение Хорватии, Сербии и Болгарии не могло не затруднить развития славянских городов Адриатического Поморья (Далмации), экономически тесно с ними связанных. Главным тормозом дальнейшего развития и здесь был иноземный гнёт, в первую очередь гнёт купеческой республики Венеции, под власть которой Далмация попала ещё около 1000 г.

Стремясь к установлению своей торговой монополии на Адриатике, Венеция не только вмешивалась в политическую жизнь поморских городов и назначала правителей городских общин, но и вводила всевозможные ограничения для мореходства и торговли славян. Венецианское правительство самочинно устанавливало торговые пошлины на привозимые и вывозимые из Далмации товары и пыталось регулировать цепы в своих интересах. Строго регламентировался экспорт и импорт товаров. Кроме того, поморские города были обязаны прекращать торговлю с теми странами, которые находились во враждебных отношениях с Венецией. Немало сил и средств затратили венецианцы на борьбу с самобытной славянской культурой поморских городов. В этой области они действовали главным образом с помощью католической церкви, получившей преобладание в Далмации ещё в предшествующий период истории. С начала XII в. постоянные попытки подчинить себе Далмацию совершались также венгерскими королями и византийскими императорами. Эти попытки в свою очередь дорого обошлись поморскому славянству.

Поморские города отнюдь не безропотно подчинялись иноземному господству. Многие из них не раз поднимали вооружённые восстания, для подавления которых венецианцы были вынуждены снаряжать целые флотилии и прибегать к помощи ломбардских и немецких наёмников. Особенно крупными были восстания в городе Задаре около 1171 и в 1180 г. В результате последнего восстания Задар с помощью венгров более чем на 20 лет освободился из-под власти Венеции. Но соперничество между купечеством различных славянских городов, искусственно разжигавшееся венецианцами путём предоставления им неодинаковых прав, мешало объединению сил поморского славянства. Поэтому выступления отдельных городов, даже начинавшиеся удачно, не перерастали в объединённое восстание всей славянской Далмации. В этот период только Дубровнику удалось сохранить почти полную самостоятельность в своём внутреннем управлении и большие льготы в торговых делах, хотя и он должен был признавать верховенство то Византии, то сицилийского короля.

Таким образом, развитие южнославянских народов в XI—XII вв. протекало в весьма трудных условиях. Тем не менее основная масса южных славян (болгары, сербы и босняки) уже к концу XII в. сумела сбросить византийское иго и восстановить свою независимость.


Всемирная история. Энциклопедия. — М.: Государственное издательство политической литературы. . 1956—1565.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Южнославянские государства в XI—XII вв. (славяне)" в других словарях:

  • Южнославянские страны в XIII—XV вв. Албания — Болгария после освобождения от Византийского владычества В период существования Второго Болгарского царства (1187 1396), начавшийся после свержения византийского ига, Болгария вступила, далеко ещё не преодолев феодальной раздробленности. Это… …   Всемирная история. Энциклопедия

  • Славянская религия — Традиционные религии Ключевые понятия Бог  · Богиня мать  · Божество  · …   Википедия

  • СССР. Библиография —         Население          Государственный строй. Конституции и конституционные акты Союза ССР (1922 1936). Сб. документов, М., 1940; Конституции и конституционные акты РСФСР (1918 1937). Сб. документов, М., 1940; История Советской Конституции.… …   Большая советская энциклопедия

  • Вера славян — Традиционные религии Типология Анимизм  · Культ предков  · Магия  · Полидоксия  · Спиритизм  · Тенгрианство  · …   Википедия

  • Кладовой — Традиционные религии Типология Анимизм  · Культ предков  · Магия  · Полидоксия  · Спиритизм  · Тенгрианство  · …   Википедия

  • Русская мифология — Традиционные религии Типология Анимизм  · Культ предков  · Магия  · Полидоксия  · Спиритизм  · Тенгрианство  · …   Википедия

  • Язычество славян — Традиционные религии Типология Анимизм  · Культ предков  · Магия  · Полидоксия  · Спиритизм  · Тенгрианство  · …   Википедия

  • ДРЕВНЯЯ РУСЬ — (Древнерусское гос во), древнейшее гос во вост. славян, сложившееся в IX X вв. и простиравшееся от Балтийского побережья на севере до причерноморских степей на юге, от Карпат на западе до Ср. Поволжья на востоке. Его образование и развитие… …   Православная энциклопедия

  • Европа — (Europe) Европа – это плотнонаселенная высокоурбанизированная часть света названная в честь мифологической богини, образующая вместе с Азией континент Евразия и имеющая площадь около 10,5 миллионов км² (примерно 2 % от общей площади Земли) и …   Энциклопедия инвестора

  • Славянская мифология — Традиционные религии Ключевые понятия Бог · …   Википедия


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»